Базовые настройки

1

Для начала разберемся с базовыми настройками верстки и выясним, как они влияют на внешний вид текста и его удобочитаемость.

Трекинг

Трекинг меняет межбуквенные расстояния в тексте, к которому он применен. Трекинг может быть как положительным (по-русски это называется разрядка), так и отрицательным (специального термина нет).

Если отбросить всевозможные стилистические соображения и оставить только практические, то общий принцип работы с трекингом будет такой:

Мелкий текст нужно немного разрядить, крупный — немного сжать.

Эту крупную курсивную врезку мы немного сжали: letter-spacing: −0.2px. А мелкий текст сноски, который вы сейчас читаете, немного разрядили: letter-spacing: 0.3px

Мелкий текст — тот, который меньше основного, например, подпись или примечание. При уменьшении стандартные межбуквенные пробелы кажутся недостаточными и символы начинают слипаться. Небольшая разрядка сделает текст более разборчивым:

Грациозная деградация текста


На этом примере разряжен самый мелкий текст — ссылки под полем ввода:

Платежная форма «Рокетбанка». 2019

Разрядка может быть незаметна, но вы наверняка заметите, если ее не будет там, где нужно:

Сайт Shu Clothes. 2025

Найти хорошие примеры сложно, их катастрофически мало. В большинстве случаев мелкий текст остается трудночитаемым, потому что дизайнеры просто не знают, что с ним делать. Вспомните, например, как обычно выглядит состав продукта на задней стороне упаковки или сноски в конце почтовой рассылки.

С крупным текстом ситуация обратная. При увеличении обычные межбуквенные пробелы кажутся слишком большими и надпись получается рыхлой. Поэтому крупный текст, набранный строчными буквами, как правило, лучше поджать:

Забытая типографика: плотный набор


Насколько сильно — зависит от шрифта, моды и вашего чувства прекрасного. Примеры реального дизайна:

Обложка журнала Bloomberg Businessweek. 2013

В современных гайдлайнах не так давно стали указывать оптимальные значения трекинга для конкретного шрифта в конкретном размере. Можно брать и пользоваться:

Рекомендуемый трекинг для шрифта SF Pro в iOS. Руководство «Эпла». 2024

Основной текст — обычного, «среднего» кегля — в большинстве случаев не нужно ни разряжать, ни сжимать. Сильная разрядка строчных вообще считается преступлением в классической типографике, потому что ухудшает читаемость. Шрифтовому дизайнеру Фредерику Гауди приписывают такую фразу: «Набирать строчными вразрядку — всё равно что красть овец». Особенно неестественно смотрятся разряженные антиквы в прямом и курсивном начертаниях. Эти шрифты восходят к рукописной традиции и поэтому предполагают тесную связь между буквами.


В прошлом веке в русской типографике разрядка была способом выделения слов и словосочетаний внутри текста, но сейчас так почти никто не делает. Вместо разрядки используют курсивное или жирное начертания, другой шрифт или цвет.

Лазарь Гессен. Архитектура книги. Государственное научно-техническое издательство. 1931. С. 3

Разрядка прописных

С прописными буквами всё немного по-другому. В классической типографике хорошим тоном считается разряжать прописной набор. В старых книгах использовали светлые антиквенные шрифты, которые с разрядкой выглядят гармоничнее.

Дело в том, что отступы у прописных букв рассчитаны так, чтобы они хорошо смотрелись в соседстве со строчными. Когда же прописные стоят рядом друг с другом, то набор получается тесным, так как белое пространство внутри некоторых букв оказывается больше белого пространства между буквами.

В верхней строке С и О создают дыру, а сочетание КРА выглядит темным. Если увеличить межбуквенные пробелы, то различия нивелируются и надпись станет однороднее:


Соответственно, чем меньше в шрифте внутрибуквенные просветы, тем меньшая разрядка ему требуется, поэтому насыщенные и узкие шрифты обычно набирают плотнее:


Такой подход, основанный на балансе внутреннего и внешнего воздуха, без­услов­но, не лишен смысла, однако не стоит следовать ему бездумно. В современном дизайне однородность набора не является главной целью, поэтому, настраивая трекинг, отталкиваться стоит не только от шрифта, но и от визуальной логики макета в целом. Например, если вам нужен тяжелый, напряженный заголовок, то разрядка в нем вряд ли будет уместна, независимо от рисунка букв:

А если вы хотите, чтобы надпись выглядела легко или, скажем, динамично, то разрядить можно любой шрифт на любое значение:

Издательство Random House. 2019
Журнал Seasons. № 25. Январь-февраль 2015. С. 107

Обратите внимание на разную разрядку одного и того же шрифта в заголовках на левой и правой страницах:

В современных изданиях часто даже светлые антиквенные прописные набирают плотно, вопреки классическим канонам:

Интерлиньяж

Интерлиньяжем называется расстояние между

Во многих текстовых редакторах интерлиньяж по умолчанию равен 120 % от кегля. Это значение — стартовое и подходит далеко не для всех случаев, потому что на интерлиньяж влияют сразу несколько факторов, а именно:

1. Шрифт. При одном и том же кегле высота букв у разных шрифтов может заметно отличаться. У шрифта Futura (слева) строчные буквы мелкие, поэтому при том же кегле и интерлиньяже он дает более воздушный набор, чем шрифт Franklin Gothic (справа), у которого строчные буквы крупные. Кроме этого, в разных шрифтах разная высота верхних и нижних выносных элементов.

Текст примера из книги Роберта Брингхёрста «Основы стиля в типографике»

2. Длина строки. Чем длиннее строка, тем свободней должен быть интерлиньяж. Глазу нужно дополнительное расстояние, чтобы преодолеть длинную строку и не ошибиться при переходе на следующую.

3. Письменность. Важно учитывать и специфику конкретного алфавита. Например, в английском языке много букв с верхними и нижними выносными элементами, а в немецком часто встречаются прописные буквы. Обе эти особенности требуют более свободного интерлиньяжа.

4. Размер шрифта. Это работает так же, как и с трекингом: крупному тексту нужно меньше воздуха, а мелкому — больше.

Если в крупном заголовке сделать такой же интерлиньяж, как в мелкой сноске, он просто развалится на отдельные строчки. И наоборот: в мелкой сноске при тесном интерлиньяже строчки слипнутся.

66/73
Интерлиньяж 110 %
Трекинг −3 %

Крупному тексту
нужен более плотный
интерлиньяж,
а мелкому — более
свободный

16/24
Интерлиньяж 150 %
Трекинг 2 %

Крупному тексту
нужен более плотный
интерлиньяж,
а мелкому — более
свободный

По этим причинам дать точную рекомендацию размера интерлиньяжа невоз­можно, но для ориентировки приведем следующие цифры. В печати интерлиньяж основного текста обычно составляет 110—130 % от кегля. На экране его делают больше, в диапазоне 120—160 %. Интерлиньяж текста, который вы сейчас читаете, — около 152 % (21/32).

Значения кегля и интерлиньяжа принято записывать через косую черту. Запись 21/32 означает, что кегль равен 21 пунктам (или пикселям), а интерлиньяж — 32 пунктам (или пикселям)

Очевидно, что для комфортного чтения длинного текста интерлиньяж должен быть больше кегля, то есть больше 100 %. В редких случаях его делают равным кеглю (нулевым) или меньше кегля (отрицательным).


Нулевой интерлиньяж иногда применяют для набора основного текста в печатных изданиях, требующих особой компактности, например, энциклопедиях, но это, скорее, исключение из правил. На экране так можно поступать только с крупным шрифтом:

Другое дело — акциденция, короткие надписи на плакатах, обложках, упаковке. Здесь нулевой и отрицательный интерлиньяж — довольно частая практика. Плотный набор очень любили дизайнеры швейцарской школы:

Отрицательный интерлиньяж выглядит эффектно, но таит в себе опасность — пересечение верхних и нижних выносных элементов в соседних строках:

Чтобы такого избежать, нужно либо вовсе не допускать пересечения букв:

Дизайнер Кел Лорен. 2024

Либо стыковать максимально аккуратно:

Длина строки

Длина строки задает темп чтения. Газеты верстают в несколько узких колонок, потому что люди читают их быстро, на ходу, «по диагонали». Книги, наоборот, принято верстать в одну широкую колонку — такой формат располагает к спокойному чтению в мягком кресле. Примеры чередования темпа несложно найти даже в одном издании, например, в журнале или на сайте.

В путеводителях «Афиши» формат набора «кодирует» разные части книги. Основное повествование сверстано в одну колонку:

Раздел «Места» со списком заведений города — в две колонки:

Раздел «Справочник», где в алфавитном порядке собрана практическая информация для туриста, — в три колонки:

Путеводитель «Афиши» по Амстердаму. Автор макета Илья Рудерман. 2008. С. 171, 205, 284

Как и с интерлиньяжем, никакой волшебной цифры для длины строки не существует. Примерный ориентир для колонки основного текста — 40—90 знаков, включая пробелы и знаки препинания. Если вы читаете этот текст на широком экране, то в строку помещается около 70—75 знаков. На телефоне помещается меньше «нормы» — примерно 30 знаков, иначе шрифт будет очень мелким.

Выходить за эти значения можно, но опасно.

Когда в строке остается одно-два слова, читатель вынужден слишком часто перескакивать с одной строки на другую. Так иногда можно набрать короткую сноску на узком поле, но для более объемного текста подобный формат не годится.

Эрик Гилл. Эссе о типографике. Издательство «Шрифт». 2018. С. 186—187

Обратная ситуация ничем не лучше. Слишком длинная строка выглядит уныло и затрудняет чтение. Глазу сложно «держать» строку и еще сложнее не сбиться при возвращении к левому краю. Русская «Википедия» подает плохой пример, потому что позволяет основному тексту растягиваться до бесконечности, каким бы широким вы ни сделали окно браузера:

Русская «Википедия». 2024

В английской, обновленной, версии ширину текста ограничили примерно до 150 знаков. Это по-прежнему много, но уже заметно лучше, чем «бесконечность». Обратите внимание, что блок примечаний (References) на широком экране разбивается на две колонки, в каждой по 50—60 знаков:

Английская «Википедия». 2024

Как уже понятно из верхних примеров, ограничить длину строки можно тремя способами. Первый — разбить текст на несколько колонок:

Длина строки меняется в зависимости от ширины браузера. На скриншоте 55—65 знаков. Сайт Architecture for London. 2024

Второй способ — сделать широкие боковые поля:

Поля можно оставить пустыми или занять дополнительной информацией, например, комментариями, заголовками и даже картинками:

Третий — увеличить размер шрифта. Подходит для случаев, когда вы не можете менять ширину колонки:

Вы прочли открытую главу курса «Типографика и верстка». Что дальше?